Избранные сочинения по литургике. Том 4. Византийский монашеский постриг
-
25.45 €
-+
Труды о. Михаила Арранца SJ можно без преувеличения назвать подвижническими. Поражает все: и колоссальный объем исследованного материала, и дотошность текстологической работы по сличению рукописей, и всестороннее знание предмета, вложенное в исторические и реальные комментарии... Работа над этими книгами начиналась более четверти века тому назад, в Ленинградской (тогда еще) Духовной Академии. О. Михаил, преподававший там литургику, написал учебные пособия, названные им "Опытами": "История Типикона" (1 курс, 1978 г.), "Историческое развитие Божественной литургии" (2 курс, 1978 г.) и "Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология" (3 курс, 1979 г.). Из последних двух "Опытов" и развился этот труд. Таким образом, на протяжении четверти века о. Михаил дополнял, перерабатывал и углублял то, что начал некогда в России. О. Михаил - один из немногих иезуитов, кому удалось жить и работать в нашей стране даже в советские годы. И это вполне закономерное следствие его глубокого интереса и любви к России и ее культуре. Служивший в свое время иподиаконом у русского католического епископа восточного обряда и рукоположенный им во диакона и во пресвитера, бывший некогда переводчиком с русского при Папе Римском, проработавший в России десять лет (с 1969 по 1979 гг.), написавший десяток трудов по-русски и читающий по-русски лекции, о. Михаил на редкость удачно и полно воплотил в жизнь принцип, обозначаемый в Обществе Иисуса термином "инкультурация". Но и это еще не все. Заслуги о. Михаила в области литургической науки официально признаны Русской Православной Церковью (достаточно сказать, что в 1975-1979 гг. он был профессором Ленинградской Духовной академии по назначению Патриарха Московского и всея Руси Пимена). Поэтому можно смело сказать, что о. Михаил - один из немногих, кому удалось стать живым воплощением экуменизма, предполагающего не механическое подверстывание всего и вся под одну мерку, но глубокое уважение к древним традициям других Церквей, и, прежде всего, - к традициям литургическим.